Анка пулеметчица биография

Послесловие. Судьба чапаевцев и родственников Чапаева. Биография. Чапаев.ру

На самом деле никакой Анки в дивизии не было. Вместо нее были две женщины: Анна Никитична Стешенко-Фурманова и Мария Андреевна Попова.

О Фурмановой я уже рассказывала на страницах книги, а вот о Поповой…

Детство и юность Антонины

Девочка училась со старанием, прилежно. У нее была и собственная революционная героиня, которую звали Анка-пулеметчица. Реальный прототип был у этого кинообраза — Мария Попова. Этой девушке однажды в бою на самом деле пришлось заменить погибшего пулеметчика.

Антонина, окончив школу, отправилась для продолжения обучения в Москву. Именно здесь ее застала Великая Отечественная война. Девушка отправилась на фронт добровольцем.

Макарова — походная жена солдата

тонька пулеметчица антонина макарова

На долю Макаровой, 19-летней комсомолки, выпали все ужасы Вяземского котла. После проходивших в полном окружении тяжелейших боев рядом с Тоней, молодой санитаркой, из всей части остался лишь один солдат. Звали его Николай Федчук. Именно с ним Тонька и бродила по лесам, пытаясь просто выжить. Они не искали партизан, не стремились пробиться к своим, питались чем придется, иногда воровали. Солдат не церемонился с Тоней, сделав девушку своей «походной женой». Макарова и не сопротивлялась: девушка просто хотела выжить.

Сталин, который перед выходом на экран просматривал все фильмы, первую версию «Чапаева» забраковал и приказал переделать так, чтобы в фильме были четыре главных персонажа:
Красный командир — выходец из трудового народа (Чапаев),
Красный комиссар — лицо ВКП(б) — (Фурманов),
Солдат Красной Армии (Петька),
Четвёртый персонаж должен был отображать образ русской женщины в гражданскую войну.
Братьям Васильевым пришлось перекраивать фильм согласно рекомендациям вождя. Так и появилась на свет Анка-пулеметчица. Но откуда она появилась? Кто был прототипом знаменитой героини? Почему за право называться прообразом героини фильма собирались даже судиться две женщины, служившие во время Гражданской войны в 25-й Чапаевской дивизии?

Прототипы Анки пулемётчицы

Доподлинно неизвестно, кто на самом деле послужил прототипом главной героини фильма. Но после оглушительного успеха киношедевра братьев Васильевых появилось сразу две претендентки на прообраз героической пулеметчицы. Это бывшая санитарка 25-й дивизии Мария Андреевна Попова и бывшая заведующая культпросветом политотдела 25-й дивизии, жена автора романа, Анна Никитична Фурманова (в девичестве Стешенко). Они-то и собирались судиться друг с другом за право называться прообразом героини фильма, пока Комитет партийного контроля не прекратил эту безобразную ссору.
В жизни обе эти женщины не были пулеметчицами. Анна Фурманова по своей должности находилась очень близко к руководству дивизии и, конечно же, часто общалась с Чапаевым; злые языки даже поговаривают, что Василий Иванович пытался ухаживать за ней. Мария Попова – обычная санитарка, относилась к рядовому составу дивизии и, скорее всего, не была знакома с комдивом, находившимся для нее слишком высоко. Однако именно в жизни Марии произошел эпизод, связанный с пулеметом. Как рассказывала Клавдия Васильевна Чапаева, дочь красного комдива: «Во время одного из боёв Мария принесла пулемётные ленты расчёту «Максима». Пулемет безнадёжно молчал — прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулеметчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии:
— Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемет водить буду.
— Ты что, с ума сошёл? Я боюсь, — отказалась Мария и попыталась уйти. Выстрелив в воздух из «Нагана», пулемётчик предупредил девушку:
— Следующая пуля — тебе…
Что делать — Мария легла, отвернулась, зажмурилась и давай вслепую поливать колчаковцев свинцовым ливнем».
Этот случай «подвига поневоле» (конечно, переработав его в более героический) и использовали постановщики в своём фильме. А вот на том, чтобы героиню звали Анной, настоял главный консультант картины, Дмитрий Фурманов. Так и появилась Анка-пулемётчица – собирательный образ из санитарки и культпросветработницы.

Несколько другое мнение об этом у сына Анны Стешенко-Фурмановой от второго брака Анны (после смерти Фурманова). Он утверждает: «Анки-пулемётчицы в реальной жизни не существовало. Этот образ придуман Васильевыми — создателями знаменитого кинофильма «Чапаев». При встрече с мамой они настояли: мол, нужен образ героини гражданской войны. И назвали её именем моей матушки…»

— Про отца долгое время думал, что он погиб на Халхин-Голе, — рассказывает Дмитрий Людвигович. — Но в 1956 году судьба свела меня с генералом Тюленевым. Зашел разговор об отце, и он посоветовал: «Напиши в военную коллегию насчет реабилитации!» Я опешил. А он удивился: «Ты разве не знаешь, что твоего отца расстреляли?!»

Фурманов писал прошение. Получил справку. И испытал шок: его отца расстреляли за организацию восстания на Дальнем Востоке! Нашел Дим Димыч в архивах еще один любопытный документ, в котором черным по белому написано, что его отец умер в 1941 году.

Память

Анка пулеметчица биография

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ

В той деревне, где Тоня остановилась вначале, полицаев не было.   В соседней деревне, наоборот, прописались одни каратели. Линия фронта здесь шла посередине околицы. Как-то она брела по околице, полубезумная, потерянная, не зная, где, как и с кем она проведет эту ночь. Ее остановили люди в форме и поинтересовались по-русски: «Кто такая?». Девушка сказала, что зовут ее Антониной Макаровой и родом она из Москвы, при этом, почему-то абсолютно не испугавшись…

Ее привели в администрацию села. Полицаи говорили ей комплименты, потом по очереди «любили» ее. Затем ей дали выпить целый стакан самогона и сунули в руки пулемет. Как она и мечтала — разгонять непрерывной пулеметной строчкой  по людям. Живым людям. 

— Макарова-Гинзбург рассказывала на допросах, что первый раз ее вывели на расстрел партизан совершенно пьяной, она не понимала, что делала, — вспоминает следователь по ее делу Леонид Савоськин. — Но заплатили хорошо — 30 марок, и предложили сотрудничество на постоянной основе. Ведь никому из русских полицаев не хотелось мараться, они предпочли, чтобы казни партизан и членов их семей совершала женщина. Бездомной и одинокой Антонине дали койку в комнате на местном конезаводе, где можно было ночевать и хранить пулемет. Утром она добровольно вышла на работу 

 По вечерам Антонина наряжалась и отправлялась в немецкий клуб на танцы. Другие девушки, подрабатывавшие у немцев проститутками, с ней не дружили. Тоня задирала нос, и носила самую красивую одежду. Ее она нередко снимала с тех, кого обрекала на смерть. 

Когда советская армия освобождала Брянщину, Тоне уже не выполняла свои «обязанности», так как находилась в немецком госпитале с венерическим заболеванием.

Героиней Тони была Анка-пулеметчица — персонаж из фильма «Чапаев». Анка расстреливала врагов, а Антонина — женщин, детей и стариков. Но она полагала, что война всё спишет и никто об этом не узнает. Ради спасения собственной жизни она ежедневно расстреливала около трёх десятков человек. Вещи убитых ей разрешали оставить себе. Иногда детям невысокого роста удавалось выжить — Тоня промахивалась.

По округе пошли слухи о «Тоньке-пулеметчицы», безжалостной убийце из Москвы, на счету которой около полутора тысяч жизней соотечественников. Партизаны пытались её отыскать, но локотская карательница еще долго жила безнаказанно.

«Розыскное дело Антонины Макаровой наши сотрудники вели тридцать с лишним лет, передавая его друг другу по наследству, — рассказал майор КГБ Петр Николаевич Головачев, занимавшийся в 70-е годы розыском Антонины Макаровой. — Периодически оно попадало в архив, потом, когда мы ловили и допрашивали очередного предателя Родины, оно опять всплывало на поверхность. Не могла же Тонька исчезнуть без следа?! Это сейчас можно обвинять органы в некомпетентности и безграмотности. Но работа шла ювелирная. За послевоенные годы сотрудники КГБ тайно и аккуратно проверили всех женщин Советского Союза, носивших это имя, отчество и фамилию и подходивших по возрасту, — таких Тонек Макаровых нашлось в СССР около 250 человек. Но — бесполезно. Настоящая Тонька-пулеметчица как в воду канула…»

«Вы Тоньку слишком не ругайте, — попросил Головачев. — Знаете, мне ее даже жаль. Это все война, проклятая, виновата, она ее сломала… У нее не было выбора — она могла остаться человеком и сама тогда оказалась бы в числе расстрелянных. Но предпочла жить, став палачом. А ведь ей было в 41-м году всего 20 лет».

Но просто взять и забыть о ней было нельзя.

«Слишком страшные были ее преступления, — говорит Головачев. — Это просто в голове не укладывалось, сколько жизней она унесла. Нескольким людям удалось спастись, они проходили главными свидетелями по делу. И вот, когда мы их допрашивали, они говорили о том, что Тонька до сих пор приходит к ним во снах. Молодая, с пулеметом, смотрит пристально — и не отводит глаза. Они были убеждены, что девушка-палач жива, и просили обязательно ее найти, чтобы прекратить эти ночные кошмары. Мы понимали, что она могла давно выйти замуж и поменять паспорт, поэтому досконально изучили жизненный путь всех ее возможных родственников по фамилии Макаровы…»

Однако никто из следователей не догадывался, что начинать искать Антонину нужно было не с Макаровых, а с Парфеновых. Да, именно случайная ошибка деревенской учительницы Тони в первом классе, записавшей ее отчество как фамилию, и позволила «пулеметчице» ускользать от возмездия столько лет. Ее настоящие родные, разумеется, никогда не попадали в круг интересов следствия по этому делу.

Но в 76-м году один из московских чиновников по фамилии Парфенов собирался за границу. Заполняя анкету на загранпаспорт, он честно перечислил списком имена и фамилии своих родных братьев и сестер, семья была большая, целых пять человек детей. Все они были Парфеновы, и только одна почему-то Антонина Макаровна Макарова, с 45-го года по мужу Гинзбург, живущая ныне в Белоруссии. Мужчину вызвали в ОВИР для дополнительных объяснений. На судьбоносной встрече присутствовали, естественно, и люди из КГБ в штатском.

В увековечение славной памяти героя 25-й дивизии Чапаева Революционный Совет Туркестанского фронта постановил присвоить дивизии имя В.И.Чапаева

В 1929 году были переименованы: г. Троицк (бывш. Иващенково) в город Чапаевск Самарской области, протекающая там река Моча – в Чапаевку.

Одна из улиц Самары носит имя Чапаева.
Улица Чапаевская проходит в Самарском и Ленинском районах города Самары. Старые названия улицы: Симбирская, переулок Песочный, улица Николаевская. 8 июля 1926 года была переименована в честь Василия Ивановича Чапаева.

В 1923 году был опубликован роман Д. А. Фурманова “Чапаев”. В 1934-м вышел на экраны одноименный фильм, в котором актер Борис Бабочкин блистательно сыграл Чапаева, дав своему герою мировую известность. Ещё одна дата — 80 лет выхода фильма на экран.

Благодаря книге Фурманова и фильму братьев Васильевых, памятнику на Театральной площади в Самаре, историям и анекдотам легендарный начдив Чапаев и его соратники навсегда остались в памяти народа.

Вот такая биография.

Похожие записи